30 октября депутаты областного Законодательного собрания приняли в первом чтении законопроект «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с животными на территории Новосибирской области». А накануне, 29 октября новосибирская общественность и зоозащитники собрались в сквере имени Чаплыгина, выступая против принятия этого закона.

Многие местные СМИ активно освещали эти информационные события, однако подробно разъяснить горожанам, что же все-таки подняло новосибирскую общественность на защиту животных, не удосужились. Редакция Метафоры решила разобраться, в чем же суть проблемы.
Внесенный губернатором на рассмотрение парламентариев документ общественностью и журналистами сразу же был наречен «скандальным». И в самом деле, законопроект вызвал резко отрицательную реакцию не только у зоозащитников, но и у части депутатов, особенно из фракции КПРФ. Недовольны представленной «целостной концепцией обращения с животными в регионе» и кинологи, и психологи, и педагоги, и обычные владельцы собак и кошек, и просто люди, любящие животных, вполне обоснованно обеспокоенные их дальнейшей судьбой.
Местный законопроект – лишь один из многих подобных, готовых к принятию или уже принятых в разных регионах России после введения в июле 2023 года поправок в ФЗ «Об ответственном обращении с животными».
Именно принятые два года назад поправки позволили региональным властям отменять вполне успешно действующую с 2018 года на части территории страны программу ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск) и заменять некоторые положения федерального законодательства в вопросах обращения с животными без владельцев на более удобные для них методы контроля численности животных.
Исполняющий обязанности начальника управления ветеринарии Новосибирской области Сергей Макаровв своем выступлении на сессии ЗС упомянул, что рассматриваемый депутатами законопроект «разработан с учетом позиций Конституционного суда». Что это значит?
В июле 2024 года Конституционный суд РФ постановил, что усыпление бездомных животных – это исключительная мера, которая может быть допустима в следующих случаях: при необходимости предотвращения исходящих от конкретного животного угроз, вызванных рисками распространения им опасной для человека или других животных болезни, подтверждаемых совершенным им нападений на человека или проявлением немотивированной агрессивности, а также по медицинским показаниям – для прекращения непереносимых страданий животного.
Также, по мнению КС, отлов и усыпление собак без достаточных на то оснований (то есть не только «немотивированно агрессивных», а всех подряд) могут быть оправданы сложившейся в регионе экстраординарной ситуацией, когда по-другому с ней нельзя справиться, и если применяемые меры носят временный характер.
Но вот беда – использовав в своем постановлении этот загадочный термин, Конституционный суд никак не определил его правовые рамки. Поэтому под «экстраординарной ситуацией» (далее – ЭОС) сейчас можно понимать все что угодно. Чем и преминули воспользоваться власти некоторых регионов.
Например, в одном из муниципальных округов Чувашии основанием для введения ЭОС может послужить «фиксирование на территории муниципального образования Чувашской Республики одного факта (!) причинения животными без владельцев травм, повлекших смерть или тяжкий вред здоровью человека».
В Хабаровском крае, согласно закону от 2 июня 2025 года, основанием для принятия решения о введении на части (частях) территории муниципального образования края режима экстраординарной ситуации является наличие четырех и более собак без владельцев, «создающих угрозу причинения вреда здоровью или жизни человека», находящихся возле образовательных, медицинских, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, социальной поддержки, социального обслуживания, МФЦ на расстоянии (внимание!) 150 метров от периметра ограждения территории соответствующей организации, а при отсутствии ограждения – 200 метров от периметра здания, занимаемого соответствующей организацией, а также в жилой зоне.
Режим ЭОС в Хабаровском крае может вводиться на срок не более трех месяцев. В это время все животные, оказавшиеся на улице без владельцев, включая стерилизованных и имеющих несмываемые и неснимаемые метки, подлежат отлову и транспортировке в пункт временного содержания (ПВС). Через месяц те из них, кто оказался невостребованным, то есть, кого не забрали хозяева или кому не повезло найти новых владельцев, подлежат ликвидации.
В Оренбургской области в августе нынешнего года ЭОС была введена сразу на год. Согласно местному законодательству это также дает право на отлов всех беспризорных животных, в том числе стерилизованных и с бирками, не смотря на то, проявляют они «немотивированную агрессивность» или нет. Возврат животных без владельцев на прежние места обитания не предусмотрен. Все они доставляются в пункты временного содержания и через 10 (!) дней должны подлежать умерщвлению. Как говорится, кто не успел, тот опоздал: если хозяин поздно обнаружит место, где содержалась убежавшая по каким-то причинам от него и отловленная собака, то вместо живого «брата меньшего» ему выдадут лишь его труп.
А теперь представьте, сколько без вины виноватых собак убьют за этот год… И среди них обязательно будут не только крупные, но и мелкота – шпицы, таксы, тойтерьеры, которые тоже могут случайно вырваться и убежать – от взрыва петарды, да даже от любого резкого звука. Сколько произойдет человеческих трагедий, ведь для многих собака – это член семьи.
Например, после введения режима ЭОС в Кемеровской области были отловлены и убиты около тысячи собак. Вряд ли все они проявляли «немотивированную агрессивность».
Но вернемся к нашему, новосибирскому законопроекту. Надеемся, что теперь многим читателям стало понятно, почему 29 октября десятки взволнованных людей собрались в небольшом сквере имени Чаплыгина.

В статье 8 документа, предложенного депутатам к рассмотрению, говорится:
«Режим экстраординарной ситуации в области обращения с животными без владельцев вводится на территории Новосибирской области или ее части по решению Правительства Новосибирской области в целях обеспечения безопасности граждан от нападений животных без владельцев, предотвращения распространения переносимых животными болезней, опасных для человека и (или) других животных, в случаях, когда такая ситуация не поддается разрешению посредством осуществления мероприятий, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона».
И всё. Ни конкретных оснований для введения ЭОС, ни сроков содержания животных в ПВС — ни-че-го.
Такая расплывчатость формулировок вызывает вполне обоснованные опасения, что областное правительство может ввести режим экстраординарной ситуации явочным порядком, и просто поставить владельцев собак и зоозащитников перед фактом, когда ничего уже нельзя будет сделать. Именно эта недоговоренность больше всего их и напрягает.
Кроме того, вызывает недоумение тот факт, что третий город в стране по численности населения не имеет муниципального приюта.
Как рассказала присутствовавшая на митинге депутат Заксобрания Дарья Украинцева, вопрос о его строительстве у нас в столице Сибири завис наглухо. А имеющиеся в городе частные приюты уже давно забиты под завязку.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: как же тогда власти собираются «осуществлять мероприятия», предусмотренные статьей 2 данного законопроекта?
В этой статье перечислены все пункты упомянутой выше программы ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск) плюс «5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных».
Конечно, ситуация с бездомными животными не будет «поддаваться разрешению», если отловленных собак и кошек элементарно негде содержать. Если у них из-за этого нет ни малейшего шанса обрести новых любящих хозяев взамен тех, кто выкинул их из дома, как надоевшую игрушку. Ведь многие животные, которые сегодня бродят по улицам и «создают угрозу жизни и здоровью людей», когда-то явно были домашними. И не по своей воле они перестали ими быть. Но вина за то, что они попали в разряд «животных без владельцев», целиком и полностью возложена на них. И в случае введения пресловутой ЭОС отвечать «по всей строгости закона» придется им. И массово убивать будут именно их – просто потому, что численность четвероногих беспризорников намного превышает количество мест в имеющихся ПВС и приютах.
Да, Конституционный суд постановил, что «к числу оснований для умерщвления животных без владельцев не могут быть отнесены основания, связанные исключительно с соображениями рационализации осуществления полномочий в этой сфере, например, с загруженностью приютов для животных или не являющихся ими мест и пунктов временного содержания животных без владельцев либо с оптимизацией бюджетных расходов на эту деятельность».
Убийство животных в подобных случаях КС признает противоречащим Конституции. Но если в регионе или на части его территории будет введен режим экстраординарной ситуации, то тогда умерщвление «лишних» собак и кошек вполне оправдано и уже не нарушает «гуманистических начал в регулировании обращения с животными».
С тех же, кто обрек их на бродяжническую жизнь, что называется, взятки гладки. Нет пока такого закона, по которому можно было бы хоть как-то наказать безответственного хозяина.
По словам известного зоозащитника Сергея Егорова, также не привлекаются к ответственности и владельцы, отправляющие своих животных на самовыгул. Вообще, по его словам, на сегодняшний день в Новосибирске от местной власти нет никакой поддержки некоммерческим организациям и частным приютам, отсутствует социальная реклама за счет бюджетных средств. Не создано ни одного пункта льготной стерилизации с приемлемыми ценами на базе государственных ветклиник. Программа ОСВВ уже 5 лет работает в нашем городе, в основном, благодаря усилиям зоозащитников и волонтеров.
То есть, по большому счету, та самая экстраординарная ситуация с безнадзорными животными уже давно существует. Но вызвана она не численностью бездомных собак и даже не количеством их нападений на людей (которое, кстати, у нас в области ежегодно снижается). А в первую очередь, тем, что власти пытаются, как говорится, лечить головную боль гильотиной. Причем не только на региональном, но и на более высоком уровне.
В феврале этого года группа депутатов Госдумы во главе с неутомимым руководителем думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Ниной Останиной инициировала внесение изменений в статьи 16 и 18 многострадального федерального закона «Об ответственном обращении с животными».
Соратники Нины Останиной предложили вместо программы ОСВВ, вполне успешно действующей во многих регионах страны, разрешить местным властям самостоятельно устанавливать предельный срок содержания пойманных безнадзорных животных в приютах и убивать их после истечения этого периода.
Законопроект сразу же был подвергнут резкой критике. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил, что некоторые его положения противоречат «конституционно-правовому регулированию» в этой сфере, поэтому рассмотрение Госдумой предложенных поправок в ФЗ было отложено на неопределенный срок. Что, как видим, вовсе не помешало региональным депутатам взять инициативу Останиной и Ко на вооружение и провести отвергнутый комитетом СФ законопроект через местные парламенты.
Кстати, эта же группа депутатов Госдумы прославилась на всю страну и другими, столь же «гуманистичными» законопроектами. Среди них запрет на кормление бездомных собак и кошек, запрет противодействия сотрудникам организаций, занимающихся их отловом, введение разрешений на покупку домашних животных и ограничение количества питомцев метражом жилплощади. Общественная палата России отвергла два первых шедевра законотворчества как абсурдные и не соответствующие юридическим нормам.
Вместе с тем, психологи обращают внимание на то, что подобные законодательные инициативы некомпетентных авторов не просто ведут к дегуманизации общества, подрывают его морально-нравственные основы и воспитывают жестокость, не решая на деле самих проблем. Активное обсуждение их в соцсетях и в СМИ искусственно раскалывает людей на два агрессивно настроенных друг против друга лагеря – тех, кто поддерживает жесткие меры против животных, и тех, кто выступает категорически против них. Вот самый последний пример.
Накануне проведения новосибирскими зоозащитниками митинга против скандального законопроекта, внесенного на обсуждение в ЗС как раз после сентябрьского визита Нины Останиной в столицу Сибири, глава комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства потребовала от властей Красноярского края ввести режим ЭОС на всей его территории. Основанием стала гибель в Березовском районе от стаи бродячих собак 10-летнего мальчика.
На ближайшей сессии краевого Законодательного собрания депутаты будут обсуждать вопрос о поправках в местный закон об обращении с животными, которые позволят на постоянной основе проводить эвтаназию проявляющим «немотивированную агрессивность». А с 1 марта 2026 года будет запрещено гулять с собакой без поводка, отпускать животных на самовыгул, даже в частном секторе, содержать питомцев на балконах, лоджиях и в автомобилях. Кроме того, в постановлении будут установлены нормы содержания животных в зависимости от квадратных метров жилплощади.
Когда начинаешь разбираться во всем этом, то невольно возникают вопросы. Кому и зачем, в это неспокойное для страны время, «приспичило» вносить в общество разброд и шатание. А именно стравливать между собой различные слои общества. У нас, что в стране других проблем нет? И скажите нам, в чем же виноваты бездомные животные (кошечки, собачки), которые, отчасти по вине людей, бродят по нашим городам. Мы понимаем, что в бюджетах лишних денег нет. На социальные нужды граждан их не хватает, но мы же все-таки люди и должны быть гуманными к тем, кого приручили, а потом бросили безответственно на произвол судьбы.
И, конечно же, вопросы возникают у нас и к народным избранникам. Когда вы баллотируетесь в органы законодательной власти, то в ходе избирательной кампании обещаете своим избирателям всякие блага. Так почему же вы забывает о них, когда избираетесь?
Интересно посмотреть, что же дальше будет с этим скандальным законопроектом, куда все-таки наши областные депутаты поставят запятую в этой всем известной фразе «Казнить нельзя помиловать».
Редакция же будет и дальше следить за развитием событий и информировать своих читателей.
Галина Пырх
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы, обращайтесь в редакцию.
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:
Мы присутствуем в:



