24 июля в Новосибирске произошло очень важное событие для всего нашего региона. В Большом зале правительства Новосибирской области состоялось совещание под названием «По вопросу мероприятий с целью профилактики прерывания беременности (абортов) на территории Новосибирской области». Вел его вице-губернатор Константин Хальзов, в числе участников были представители министерства здравоохранения, частных клиник и общественных организаций Новосибирска. Результаты этого совещания могут оказаться сенсационными для нашего города и стать реальными шагами в преодолении острейшего демографического кризиса. Но расскажем обо всем по порядку.
Уже не первый раз на площадках «Метафора ТВ» публикуются статьи, посвященные проблемам демографии на территории Новосибирской области. Одной из причин ее катастрофического положения стал рост числа частных клиник, получивших от областного минздрава лицензию на проведение операций по прерыванию беременности. С 2017 года по настоящее время их число увеличилось почти в два раза и достигло 64-х. При этом, выдавая частным клиникам разрешение на аборты, минздрав никак не контролирует ситуацию, поскольку не имеет на это полномочий. Ему неизвестно, сколько операций проводится в месяц, за полгода, за год, соблюдается ли законодательство, согласно которому женщина предварительно должна пройти консультацию у психолога, а врач перед операцией обязан дать ей обдумать свое решение в течение недели.
Государственные клиники бодро рапортуют о снижении количества абортов на территории Новосибирской области, но эта статистика оказывается неполной и заведомо неточной без учета результатов деятельности частных клиник в этой сфере.
То, что положение намного серьезнее, чем представляется из официальных отчетов, видно, что называется, невооруженным глазом: на улицах все реже можно увидеть представительниц коренного населения с колясками. Зато все чаще по улицам шествуют женщины в хиджабах, окруженные несколькими малышами. Процесс замещения коренного населения приезжими идет полным ходом.
Общественность Новосибирска долгое время пыталась донести до чиновников простую мысль о прямой связи между количеством операций по прерыванию беременности — говоря простым языком, убийством будущего населения региона, общим числом медицинских учреждений, имеющих на это право, — и тяжелым положением с демографической ситуацией.
Как мы уже писали, если в 2018 году в НСО родилось около 32 000 младенцев, то в прошлом, 2024-м, всего 24 923 малыша. То есть за шесть лет мы как бы потеряли несколько поселков неродившихся жителей. Причем из числа тех, кто родился, еще неизвестно, какой процент составляют дети мигрантов из Средней Азии.
Если же приплюсовать к этому печальному статистическому показателю количество всех совершенных абортов хотя бы за период с 2020 по 2024 год, то получается уже не поселок, а целый большой район — более 62 тысяч.
Новосибирск в своей беде не одинок. В той же демографической яме сидит и большинство российских регионов. Вот в связи с этим в августе 2023 года Республика Мордовия и пошла первая на смелый шаг: приняла закон, запрещающий склонение женщин к прерыванию беременности. Подчеркнем, не к запрету абортов как таковых, а к тому, чтобы женщин хотя бы не принуждали к этому. Почти каждая женщина на личном опыте знает, сколь сильное давление оказывается в первые недели беременности со стороны ближайшего окружения и медиков, как настойчиво уговаривают прервать ее, приводя разные доводы, от «ты еще молодая /уже немолодая» до «твой ребенок может родиться с отклонениями в здоровье».
Так вот, после принятия закона показатель проведения медицинских абортов по желанию женщины в государственных клиниках Мордовии за 2024 год снизился на 17% по сравнению с 2023 годом. Данных по частным клиникам не имеется.
Для сравнения: в нашем регионе, где такого закона нет, в 2023 году в государственных медучреждениях было проведено 10 146 операций по прерыванию беременности. В 2024 году, согласно статистическим данным, было сделано 9 210 абортов, то есть лишь на 9,23% меньше. Сколько за это время сделано подобных операций в частных клиниках, также неизвестно.
С 2023 года по пути Мордовии пошли уже 23 региона. Последними по времени оказались Санкт-Петербург и Рязанская область, где аналогичные законы о запрете склонения женщин к искусственному прерыванию беременности приняли соответственно 11 и 20 июля 2025 года.
В нашем городе в прошлом году представители Новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей обращались за поддержкой в вопросе разработки и принятия аналогичного закона к руководителю области Андрею Травникову и к Андрею Панферову, бывшему тогда еще заместителем председателя областного Заксобрания. По его инициативе для обсуждения деталей будущего законопроекта была создана рабочая группа, но дальше первого (оно же и последнее) заседания дело так и не пошло.

Не продвинулось оно и после вторичного обращения к губернатору, а также к депутату Госдумы Александру Аксененко, направившему запросы в регионы, ранее принявшие этот закон, о достигнутых результатах. Им были получены ответы из Республики Мордовия, Курской, Тверской, Новгородской, Калининградской и Псковской областей. Во всех документах подчеркивается изменение ситуации в лучшую сторону.
Но наши власти решили пойти своим путем. Точнее, вслед за Крымом и другими регионами, где акцент был сделан не на запрет склонения к аборту, а на отказ самих частных клиник от их проведения и направление обратившихся женщин в государственные медучреждения.
Именно это и обсуждалось 24 июля на совещании под председательством заместителя губернатора Константина Хальзова. К разговору были приглашены представители таких крупных частных клиник как клинический госпиталь «АВИЦЕННА» ГК «Мать и дитя», ООО СМК «Смитра», ООО «Клиника профессора Пасман».
Вице-губернатор сообщил присутствующим о том, что подписан приказ, согласно которому все операции по прерыванию беременности должны проводиться в ГБУЗ НСО «Клинический Центр охраны здоровья семьи и репродукции». Запрет на осуществление абортов касается государственных организаций здравоохранения, в том числе родильных домов и женских консультаций. Частным клиникам предлагается «встать в общий строй» и также направлять своих пациенток в этот Центр, что, фактически, означает добровольный отказ от такой медицинской услуги.
Что характерно, в прошлом году на вопрос одного из городских СМИ минздраву о возможности отзыва лицензии на проведение абортов в частных медучреждениях был дан отрицательный ответ. Представитель министерства сослался на статью 20 Федерального закона от 4 апреля 2021 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой отзыв лицензии невозможен.
Но то, что невозможно минздраву, как видим, возможно самим клиникам. Например, в том же 2024 году в Калининградской области после проведенной работы 13 негосударственных медицинских организаций сами отозвали лицензии на осуществление операций по прерыванию беременности.
На совещании в областном правительстве в качестве слушателей присутствовали представители более 20 частных клиник. Слова для высказывания своей позиции им не дали, но зато они смогли ознакомиться с доводами не только чиновников минздрава и представителей общественности, но и своих коллег — Натальи Пасман и Любови Трейвиш, заведующей поликлиническим акушерско-гинекологическим отделением КГ «АВИЦЕННА» ГК «Мать и дитя». Они были весьма убедительны, приводя различные аргументы в пользу отказа от услуг по прерыванию беременности и проведения таких операций исключительно в государственной медорганизации.
Правда, Наталья Михайловна и Любовь Степановна сразу заявили, что их клиники не проводят такие операции, соответственно, им самим отказываться от лицензии не нужно.
А вот заместитель директора по медицинской части ООО СМК «Смитра» Карен Хасикян, которому также предложили высказаться по теме совещания, был более сдержан в выражении своего мнения. Он всего лишь пообещал передать информацию руководителю клиники. Было похоже, что предложение вице-губернатора явилось для него неожиданностью, и он не был уполномочен давать какой-либо конкретный ответ.
Удастся ли добиться минздраву согласия частных клиник на отказ от проведения абортов, станет известно позднее. взял Заместитель губернатора взял ситуацию под личный контроль. Но это зависит от многих факторов, в том числе и от того, какими медицинскими услугами они смогут заменить эти операции. Ведь здесь на первом месте стоит не забота о демографической ситуации в регионе, а вопрос успешного бизнеса.
Впрочем, частные клиники нередко предпочитают хирургическому вмешательству назначение препаратов, обладающих абортивным действием. Проконтролировать оказание подобных «услуг» намного сложнее, а цель обращения оказывается достигнутой. Последствия же лекарственного аборта можно смело лечить без опасения добровольно-принудительного отказа от лицензии.
Что же касается принятого в 24 регионах, но отвергнутого Новосибирским минздравом закона о запрете склонения женщин к искусственному прерыванию беременности, то, по мнению общественности, он обладает, помимо прочего, определенным дисциплинирующим действием. По прошествии двух лет с момента его принятия нигде еще не было зафиксировано возбуждение дел по этим основаниям, чего так опасались наши депутаты и представители медицинского сообщества. А вот беременные женщины, как показывают опросы, в этом случае чувствуют себя гораздо увереннее.
После этого знаменательного совещания прошло еще слишком мало времени, чтобы можно было сделать какие-то выводы об успехе озвученной вице-губернатором идеи. Но, в любом случае, для нашего региона само это предложение уже является существенным прорывом в практическом решении наболевшей демографической проблемы.
Редакция «Метафора ТВ» будет внимательно следить за тем, как станут развиваться события и своевременно информировать наших читателей.
Галина Пырх
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы, обращайтесь в редакцию.
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:
Мы присутствуем в:



