Мат — не наш формат

123
Фото: взято из открытых источников

В последнее время в  российском  обществе наряду с  темами миграции и демографии  все  чаще стали  обсуждать тему защиты государственного языка.

5 июня  на  заседании  Совета  по поддержке русского языка  президент страны  Владимир  Путин заявил, что  «в общественном пространстве в России нужно использовать кириллицу, а не «кашу из латиницы» и других символов».  

В одной из наших недавних статей мы уже упоминали о том, что нынешняя весна в Новосибирске оказалась богата на  общественно-значимые  события. Одним  из них стал  III Всероссийский форум Всемирного Русского Народного Собора «Русский  язык – основа национальной безопасности и  суверенитета  России», который  продлился  целых  45 дней  и завершился 25 мая пленарным заседанием.

За полтора месяца в рамках форума только в Новосибирской области было организовано около тысячи мероприятий. В них приняли участие педагоги, студенты, школьники и их родители.

Во время этих встреч обсуждалась, в  частности,  довольно серьезная социальная проблема, имеющая отношение и к этике, и к психологии, и к тем самым традиционным ценностям, о сохранении которых нам не устают напоминать с высоких трибун. Мы имеем в виду широкое распространение не только среди взрослых, но и среди несовершеннолетних нецензурной лексики.

В прошлом году, по данным исследования, проведенного Digital-агентством «Интериум», столица Сибири заняла  непочетное третье место в Топ-9 наиболее матерящихся городов России. Первые два были  отданы столице страны и Северной Пальмире. Нижнюю строчку рейтинга  занял Нижний Новгород, а предпоследним оказался наш  сосед – Красноярск.    

7 апреля в Новосибирске был дан старт масштабному соцопросу, касающемуся отношения к матерной брани и способам ее преодоления. Опрос проводился  в  различных российских регионах, от Дальнего Востока  до Крыма. На конец мая в нем уже приняли  участие более 63 тысяч  человек. Что характерно, больше всего поступило ответов именно от жителей Крымского полуострова.        

Свыше 70% родителей и педагогов одобрили меры по усилению ответственности за использование нецензурной брани в общественных местах и  в соцсетях, если бы  они были приняты. 

В то же время, выяснилось, что около 60% школьников и студентов относятся к матерщине нейтрально и не считают ее использование чем-то неприличным.

К слову, недавно в Роскомнадзоре на  вопрос о том, какие выражения  относятся к нецензурной лексике, пояснили, что есть различия между грубыми, вульгарными, матерными – и нецензурными словами. Первые три вида,  с точки зрения русского языка, не являются нецензурными. Ко вторым, находящимся под запретом, словам относятся четыре корня, начинающиеся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова и выражения, содержащие данные корни в своем составе. Они отмечены в специальных словарях русского языка как «нецензурное», «обсценное», «табу».

В новом, вышедшем в апреле этого года «Толковом словаре государственного языка Российской Федерации» перечислены 14 корней нецензурных слов, среди которых есть и эти давно запрещенные четыре корня.  

Данные социологического опроса, проведенного в этом году, будут приложены к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» В настоящее время  законопроект направлен в Госдуму – в Межфракционную депутатскую группу по защите христианских ценностей, которую возглавляет Петр Толстой.

В своем  приветственном слове к участникам III Всероссийского форума ВРНС он назвал, кроме фактической легализации матерщины в российском культурном пространстве, еще две серьезные угрозы для русского языка. Во-первых, массовую  безграмотность, которая  происходит  от  того, что люди стали намного меньше читать. Другая причина этого кроется, по мнению депутата  Госдумы, в пороках существующей системы образования, в частности, в увлечении тестовыми системами оценки знаний школьников при подготовке к сдаче  ЕГЭ и  т.д.

Вторая угроза – это засилье англицизмов, не просто вытесняющих привычные русские слова, но и зачастую мешающих адекватно воспринимать смысл высказывания. 

По поводу засорения речи иностранными словами высказался и  губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Он считает, что это проблема «не только лингвистическая. Она происходит от общей расслабленности, даже расхлябанности нашего общества, которая накопилась за предыдущие десятилетия».

Напрасно некоторые общественные деятели пытаются объяснить массовое использование  англицизмов тем, что якобы  в  русском  языке нет соответствующих терминов для описания  происходящих в  последние годы изменений в стране и  в  мире.  Русский язык богат,  и  на нем  при  желании  легко можно объяснить любые общественные  явления. Но мы, начиная с 90-х годов, привыкли заменять родные слова иностранными, и это уже  превратилось в  дурную привычку.

Впрочем, чрезмерное использование  английских слов  вместо русских имеет более глубокий смысл. Главный редактор Информационно-аналитической службы «Русская  народная  линия» Анатолий Степанов увидел в такой языковой экспансии признаки противостояния двух цивилизаций – отечественной и  западной.

На  протяжении  очень многих лет мы считали западную науку, западную культуру, западный образ жизни примерами для подражания. Только в  последние  годы  пришло осознание  того, что Европа, вместе со своими ценностями, – далеко не  идеал. Сегодня, как показывают последние политические события, нам надо стремиться в том числе и к языковому суверенитету. Правда, он  возможен только при наличии государственной воли. Но до сих пор в России нет органа, который бы  отвечал  за языковую политику в стране. Поэтому его создание, по  слову  Анатолия  Степанова, – первейшая задача очищения  и  сохранения русского языка.

Кстати, по поводу запретительных мер в отношении  сквернословия главный  редактор «РНЛ» высказался довольно скептически. Он  убежден, что одними запретами причину повсеместного распространения матерной брани  устранить нельзя. Также не решит эту проблему и введение моды на запрет сквернословия в барах, ночных клубах и других местах, которые посещает молодежь. Хотя, конечно,  акция «Я не  ругаюсь матом» могла  бы  сдвинуть решение  этого вопроса  с  мертвой  точки. 

Но главное, убежден Анатолий Степанов, необходимо восстановить саму структуру русского языка, которая включает в себя  несколько уровней: церковнославянский, литературный, разговорный и жаргонный. После того, как в советское время церковнославянский язык был полностью изгнан из сферы употребления, языковая структура исказилась, и место разговорного языка занял жаргонный. Пришло время  вернуть церковнославянскому  языку подобающее ему первое место.

 Среди  серьезных проблем, связанных с  государственным  языком  и касающихся  национальной безопасности страны, Степанов упомянул и  те, что относятся к топонимике. В  частности, его беспокоит недавно возникшая  тенденция массового переименования населенных пунктов в республиках Кавказа, где исконные русские названия поселений заменяются национальными. Кроме того, он указал на топонимы, относящиеся к увековечиванию памяти неоднозначных исторических личностей.

В Новосибирске, кстати, как и в любом российском городе, таких топонимов тоже немало. К довольно одиозным фигурам, чьим именем названы улицы нашего города, относится, например, матрос Железняк (Железняков) – анархист, разогнавший в январе 1918 года со своим отрядом   балтийских матросов Учредительное собрание и прославившийся беспробудным пьянством, разбоями и грабежами мирных жителей Петрограда. Вместе с тем, он отличался безудержной храбростью и  преданностью делу революции, что помогло ему  избежать расстрела  от руки  большевиков. В июле  1919 года командир  бронепоезда  Железняков получил смертельное ранение в бою с атаманом Шкуро на территории Украины. Улица его имени  находится  в Первомайском районе.

Там же расположена и улица Роберта Эйхе – зловещего персонажа постреволюционной истории Сибири. С 1925 по 1929 год он являлся председателем  исполкома  Сибирского краевого совета, с 1929 по август 1930 года – первым  секретарем  Сибирского крайкома  ВКП (б), затем, до ноября 1937 года – первым секретарем Западно-Сибирского крайкома ВКП (б), первым секретарем Новосибирского обкома ВКП (б).

Эйхе «прославился» чрезвычайной жестокостью в борьбе с кулачеством. В 1931 году бюро Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) было принято постановление «О ликвидации кулачества как класса». В итоге, в пределах подведомственной Эйхе территории была раскулачена и выслана 52 091  крестьянская семья.

В 1934 году Эйхе истребовал у Политбюро право давать санкцию на высшую меру наказания в течение двух месяцев проведения хлебозаготовок – с 19 сентября по 15 ноября.

Эйхе был ярым сторонником террора, входил в  состав  Особой тройки   УНКВД Западной Сибири и СССР. В 1937 году он лично руководил организацией и  проведением массовых репрессий в Сибири. За год под его  началом было осуждено 16 553 человека, из них 4 762 приговорены к  расстрелу. Кроме того, в тот  же период тройкой Эйхе  были  репрессированы 34 872 человека по делам «Белогвардейско-монархической  организации Русского общевоинского союза», мифического «Сибирского филиала  Трудовой крестьянской партии», «Церковно-монархической повстанческой организации» и другим.

По последнему делу были осуждены и расстреляны священники  Новосибирской епархии Николай Ермолов и Иннокентий  Кикин, в 2002 году  причисленные к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Но улиц имени этих священнослужителей до сих пор нет, а улица их палача Эйхе, расстрелянного, кстати, в 1940 году, продолжает существовать. Так  же, как площадь и улица Якова Свердлова – наряду с Лениным, одного из организаторов и руководителей расстрела мирной демонстрации в поддержку  Учредительного собрания в январе 1918 года и убийства  царской  семьи через полгода  после  этого.

Некоторые новосибирские политики вместе с православной  общественностью неоднократно обращались к властям города с  предложением  переименовать площадь имени  пламенного революционера  в Александровскую, в честь трех знаменитых Александров – святого благоверного князя Александра Невского, царя Александра  III (благодаря  которому и появился наш город) и летчика, трижды Героя  Советского Союза  Александра Покрышкина. Но почему-то у чиновников всегда находятся  причины  для  отказа. Видимо, революционные заслуги и участие в терроре русского народа до сих пор имеют для кого-то большее значение, чем добрые дела и служение на благо Отечества.

Так что прав оказался Анатолий Степанов, заявивший, что вопрос переименования в таких случаях является вопросом национальной безопасности России.  Впрочем, как и сам вопрос сохранения русского языка – нашего великого культурного достояния.        

Галина Пырх

Если Вы хотите оставить комментарий к статье или у Вас появились вопросы к нам, вы можете это сделать на нашем канале на ЯндексДзен

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: Мы присутствуем в:

ЯндексДзен
Вконтакте
Facebook
Одноклассники
Telegram
Сайт tv@metafora.tv
Telegram

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии