Большинство трезвомыслящих людей в России согласны с тезисом о том, что в сфере миграционной политики у нас имеются проблемы, которые несут в себе угрозы безопасности для нашего государства и нашего народа.
Не проходит и дня, чтобы в том или ином регионе не происходили конфликты между мигрантами и коренными жителями. Фактически, наша страна стоит на пороге крайне опасных процессов в межнациональных отношениях, грозящих повторением изгнания русского населения, но теперь уже не с территории бывших советских республик, а с исконно русских земель.
Ведь приезжающих к нам на заработки мигрантов из Средней Азии в национальных школах на уроках истории учили тому, что Российская империя, а позже СССР были колонизаторами и эксплуататорами, гонителями истинной веры. Именно таков багаж их знаний о России и русских, к тому же зачастую подкрепленный идеями радикального ислама.
Здесь они сталкиваются с неприемлемыми для их традиционного уклада формами поведения молодежи. Это и вызывающий стиль в одежде, и разноцветные прически, и наполненная идиоматическими выражениями речь, и отсутствие уважения к старшему поколению. К тому же они замечают явное противоречие официальной пропаганды, провозглашающей приверженность к традиционным ценностям, тому разрушительному для морали и нравственности информационному контенту, который обрушивается на зрительскую аудиторию из Интернета и с экранов телевизоров. Достаточно вспомнить творчество «ошибающегося дверью» Киркорова, так называемых стендап-комиков и многих других подобных персонажей.
Неудивительно, что в такой ситуации, в условиях «исламского ренессанса» многие выходцы из среднеазиатских республик при опросах сообщают, что предпочитают законы шариата существующим в России светским законам. Либо желают жить по тем правилам, которые установлены на их родине, игнорируя сложившиеся в нашей стране общественные устои. Мало того, почти четверть опрошенных заявили: если их будут заставлять подчиняться тем нормам, законам и правилам, которые приняты в нашей стране, то они намерены участвовать в акциях протеста, чтобы отстаивать своё право жить на нашей территории так, как им хочется.
Существующая сегодня в рамках межправительственных соглашений стран СНГ система безвизового перемещения их граждан позволяет пребывать в России до 90 суток фактически безнадзорно со стороны контролирующих органов. Это привело к тому, что в различных регионах уже сформировались весьма многочисленные анклавы иностранцев, которые устанавливают там свои порядки и притесняют местных жителей. Упрощенная система получения российского гражданства выходцами из стран СНГ позволяет им не только легализовать свое присутствие в стране, приобрести собственность, но и проводить экспансию, а порой и криминализацию интересующих их секторов российской экономики.
Подтверждением тому служат криминальные сводки МВД РФ, в которых всё чаще фигурируют «незаменимые и трудолюбивые специалисты» с новенькими паспортами Российской Федерации.
Демографический спад, наблюдаемый в последние годы в исконно русских регионах, ведет к тому, что они начинают заселяться инородцами. В ряде случаев местные чиновники даже предоставляют бесплатное жилье многодетным выходцам из Средней Азии, что вызывает возмущение общественности, а иногда и соответствующую реакцию правоохранительных органов.
Так председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин в очередной высказался негативно об мигрантах на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ), а также представил президенту РФ Владимиру Путину жесткий план по изменению миграционной политики.
В связи с этим можно утверждать, что принимаемые государством меры в сфере миграционной политики недостаточно эффективны. Хотя на рубеже 2000-х годов существовал план, способный предотвратить столь негативное развитие событий.
В общих чертах, в нем предлагалось создать в бывших союзных республиках Средней Азии центры по отбору квалифицированных кадров, в соответствии с потребностями российских регионов. В этих центрах должны были работать российские и иностранные специалисты, которые определяли бы уровень профессиональных компетенций потенциального работника, проверяли его состояние здоровья, наличие судимости и связей с криминалом, а также степень владения русским языком.
Прошедший отбор специалист должен был получить направление для работы на конкретном предприятии или строящемся объекте на территории РФ. Получение официальной работы в России, минуя указанные загранцентры по трудоустройству, было бы невозможным. Нелегальное трудоустройство грозило бы работодателю разорительными штрафами, а трудовому мигранту — депортацией с запретом на въезд в страну на длительный срок.
По прибытию к месту работы иностранный специалист и работодатель заключали бы официальный трудовой договор и, соответственно, уплачивали бы все необходимые налоги.
Региональные органы власти, в свою очередь, обеспечивали бы указанную категорию прибывающих иностранцев местом компактного и благоустроенного проживания, где они могли бы получать при необходимости медицинскую помощь, а также содействие со стороны контролирующих органов в правильном оформлении миграционных документов.
По завершении действующего контракта иностранный специалист должен был бы вернуться на свою родину.
Реализация на практике данного плана позволила бы перекрыть канал нелегального трудоустройства мигрантов, пополнила бы бюджет регионов, улучшила криминогенную обстановку и гарантировала бы приезжим из стран СНГ защиту их прав и законных интересов в соответствии с российским законодательством.
Однако экономические интересы российского бизнеса эпохи первоначального накопления капитала не совпали в этом вопросе с интересами государства и общества. Данный проект не получил достаточной поддержки в верхах в полном объеме. А жаль. Возможно, в случае его реализации мы бы имели сейчас совершенно другое качество прибывающих мигрантов и, соответственно, позитивное отношение к ним местного населения.
Впрочем, согласно опросам, проведенным в Новосибирской области в 2023-24 годах, большинство жителей нашего региона относилось к приезжим бывшим соседям по СССР достаточно лояльно. И если бы не явное нежелание самих среднеазиатских трудовых мигрантов социализироваться, даже при нынешнем несовершенстве миграционного законодательства коренное население никогда не стало бы требовать радикальных изменений в этой сфере.
К слову, в оправдание нашим властям необходимо напомнить, что провал программы поощрения качественной миграции из республик Средней Азии был вызван не только жадностью российского бизнеса, не желающего платить налоги за иностранного специалиста, но и многими объективными факторами. Среди них – низкий уровень образования молодежи в республиках в те же нулевые годы. Откуда было взяться грамотным специалистам при нехватке учителей и преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений? Даже сейчас, спустя 25 лет, эта проблема в республиках Средней Азии остается достаточно острой. А без качественного образования не может быть и хорошего специалиста.
Далее, необходимость либерализации миграционных законов возникла в связи с началом войны на Донбассе в 2014 году. Именно в результате боевых действий и хлынувшей в Россию волны беженцев был пересмотрен ряд законов, касающихся в том числе и трудовой миграции. Ведь не стоит забывать, что статус трудового мигранта дается любому иностранному гражданину, который при пересечении границы с Россией указывает целью своего визита работу. Среди таких иностранцев до 2022 года было немало граждан Украины.
Еще одной причиной того, почему план по привлечению квалифицированных иностранных специалистов оказался неработающим, стал фактический провал широко разрекламированной программы по привлечению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Выполнение этой программы во многих регионах буксовало из-за невозможности обеспечить классным специалистам достойный уровень жизни и социальной поддержки в период до получения ими российского гражданства.
Последним же гвоздем, забившим крышку гроба благим намерениям в сфере миграции, оказался, как водится, жилищный вопрос.
Выше было сказано, что региональные власти должны были обеспечивать трудовых мигрантов местом компактного и благоустроенного проживания. На деле же, созданные в городах миграционные центры мгновенно оказались заполнены под завязку не только самими приехавшими работать мигрантами, но и их многочисленными родственниками.
Видимо, посчитав дополнительное строительство общежитий для иностранцев довольно затратным делом, власти не стали увеличивать количество миграционных центров. Вместо этого они возложили на иностранных граждан обязанность самим найти себе жилье и в недельный срок встать на миграционный учет, то есть зарегистрироваться по месту своего временного пребывания. Без этого любые дальнейшие шаги по легализации нахождения на территории страны для иностранца просто невозможны. Кроме получения официальной работы, к ним относится и оформление медицинского полиса.
Результатом такого решения стала повальная коррупция среди сотрудников региональных и районных отделений ФМС (Федеральной миграционной службы, ныне – Управление по вопросам миграции ГУ МВД России), так как зарегистрироваться иностранному гражданину по фактическому месту пребывания оказалось практически нереально. Только очень немногие собственники жилья соглашаются на такой шаг. Поэтому сфера оформления миграционного учета и регистрации тут же криминализировалась и превратилась в доходный теневой бизнес, каковой успешно процветает в России до сих пор. В связи с этим борьба с так называемыми резиновыми квартирами и незаконной регистрацией мигрантов является борьбой с ветряными мельницами.
Особенно ярко эту проблему высветила все та же ситуация с украинскими беженцами, многие из которых также получали статус трудовых мигрантов.
Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что проблема трудовой миграции на деле является значительно глубже и многограннее, чем обычно пытаются представить. Поэтому ее решение не заключается лишь в ограничении прав «ценных специалистов» из Средней Азии на завоз в Россию всех своих близких и дальних родственников. Каждый шаг в этом направлении должен быть выверен и продуман на перспективу, потому что здесь затрагиваются не только интересы России, но и тех стран, откуда к нам приезжают на работу. И решение этой проблемы также зависит не только от принятия нашими законодателями тех или иных законов, но и от их добросовестного выполнения всеми заинтересованными сторонами. Причем как на уровне регионов, так и на межправительственном уровне.
Андрей Боголюбский
Если Вы хотите оставить комментарий к статье или у Вас появились вопросы к нам, вы можете это сделать на нашем канале на ЯндексДзен
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: Мы присутствуем в:
Вконтакте
Facebook
Одноклассники
Telegram
Сайт tv@metafora.tv