Предвыборная гонка в Новосибирске уже идет вовсю.
Жители города, наверное, обратили внимание на массовое появление на входных дверях подъездов красочных поздравлений то с Масленицей, то с Международным женским днём 8 марта, украшенных «светлыми ликами» молодых и не очень молодых мужчин и женщин. Это так называемые маркетинговые инструменты, используемые политтехнологами для повышения узнаваемости претендентов на депутатские места в горсовете и Заксобрании. Избиратель же должен знать в лицо своих будущих благодетелей!
Заметно оживилась и деятельность самих политических партий, которые по понятным всем причинам вдруг резко озаботились проблемами, беспокоящими до этого лишь жителей города и области. Публикуют в СМИ свои программные документы о том, какую райскую жизнь они устроят своим избирателям в случае победы на выборах кандидатов от их партий.
Вот недавно и Новосибирское отделение ЛДПР устами своих новых сторонников – бывшего вице-мэра и машиниста башенного крана объявило о формировании так называемой Народной программы. Она должна состоять из предложений неравнодушных граждан и представлять собой, как сказано в агитационном материале, размещённом на сайте НРО ЛДПР, «адресный план действий для администрации».
Эта оригинальная идея, говорящая о крепкой связи любой партии и её избирателей («народа»), возникает в головах партийных функционеров каждый выборный год. Правда, век её недолог – лишь до того момента, как бюллетени с галочкой напротив фамилий искомых кандидатов будут опущены в урны. После этого очередная «Народная программа» аккуратно кладётся под сукно – или, в современном варианте, архивируется, – на долгие четыре года, вплоть до следующих выборов.
Не отличается новизной и программа новосибирских либеральных демократов, судя по упоминанию темы благоустройства. Согласитесь, что благоустройство города – кладезь, из которого можно черпать проблем на десяток таких «народных программ».
Взять хотя бы упомянутое в агитке ЛДПР состояние тротуаров. В Новосибирске большинство из них не ремонтировалось с советских времён. И мы в прошлом году писали о том, что наши чиновники, видимо, вообще не ходят пешком, поэтому не могут насладиться, как обычные горожане, лицезрением многочисленных ям от растрескавшегося и провалившегося от старости асфальта. Они не запинаются о разбитую зимой при чистке снега тротуарную плитку, уложенную «очумелыми ручками» иностранных специалистов вопреки всем правилам. Не проваливаются в скапливающиеся на обочинах дорог лужи, по глубине сопоставимые с Байкалом, которые возникают после любого мало-мальски обильного дождя.
Из окон персональных авто им не заметны осыпающиеся ступени лестничных переходов, сквозь которые кое-где уже проросли деревья, как незаметна и ржавчина на некогда красивых ажурных чугунных оградах. Лет 40 тому назад эти ограды являлись изюминкой и украшением центра города. А ныне наспех скрученные проволокой, ещё уцелевшие секции – к примеру, возле остановки «Горный институт», – лишь подчёркивают общую убогость когда-то процветающего мегаполиса.
Кстати, если уж речь зашла об остановках, скажем два слова и о них. Остановочные павильоны в нашем городе меняли не раз и не два. Были они в своё время массивно-цементными, были лёгкими конструкциями из профлиста, были даже стеклянными. Но до поры как-то никому в голову не приходило сделать в Сибири скамейки в этих павильонах полностью железными. Мало того, что сидеть на них неудобно, так ещё и опасно для здоровья (запросто можно ненароком, ожидая автобус, отморозить какие-нибудь жизненно важные органы). Чья «светлая голова» решила таким нехитрым способом избежать ремонта деревянных частей сидячего места на остановке, уже, наверное, никогда не узнаем. Но автор самого проекта, скорее всего, тоже не из тех, кто передвигается по городу на общественном транспорте. Иначе бы он заметил, что последний сдавленный писк остановочной моды не защищает ни от дождя, ни от ветра.
Что там ещё предлагают отметить нам, «простому народу», знатоки проблем благоустройства? Судя по перечню, опубликованному на официальном сайте НРО ЛДПР, нас должны беспокоить также вопросы ограничения скорости электросамокатов и недостаточного уличного освещения.
Ну, первое явно не относится ни к благоустройству, ни к компетенции самих составителей «Народной программы». Хотя бы потому, что ПДД для самокатов ввели ещё в 2023 году. А в этом году требования к самокатчикам ужесточили и в некоторой степени приравняли их к водителям транспорта, правда, не во всем. Так что вопрос ограничения скорости самокатов законодатели уже давно решили без народного участия. Потому включение его в означенную «программу» ЛДПР – либо, простите, популизм, либо попытка увести разговор в сторону от действительно важных проблем.
Что касается отсутствия освещения на некоторых улицах города, то эта проблема возникла не сегодня. И не решалась она годами. На данный же момент, как заявил летом прошлого года теперь уже бывший начальник управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска Сергей Эпов, требуется более миллиарда рублей на проведение работ по модернизации уличного освещения. Тут уж хоть обсуждай с народом потёмки во дворах, хоть не обсуждай, толку не будет.
Что характерно, говоря о благоустройстве города, авторы «программы» ни словом не упомянули о таких важных темах, как вырубка деревьев на городских улицах, резкое сокращение масштабов озеленения и почти повсеместная замена цветов на неприглядные декоративные растения. А самое главное, не было сказано о разбазаривании денег на фантастические проекты типа «единственного в стране» затопляемого парка в пойме реки Каменка и не менее утопической идеи парка «Усть-Тула» стоимостью 12 с лишним млрд. рублей.
Не было сказано и о том, что действительно уже долгие годы волнует новосибирцев – о продолжающемся «по-тихому» уничтожении нашей «жемчужины» – комплекса исторических зданий военного городка № 17. О варварском отношении к другим культурным объектам, которые сносятся, уродуются или разрушаются при полном попустительстве властей или с их молчаливого согласия.
В НРО ЛДПР заявляют: «У нас с вами есть уникальная возможность создать настоящую рабочую программу, в которой будет именно то, что волнует, что требуется здесь и сейчас. И, главное, опираясь на успешный опыт инициативных проектов, мы понимаем, что всё это может быть реализовано».
Простите за глупый вопрос: рабочую программу для кого? Для чиновников мэрии? А чем же тогда они занимаются в своих департаментах, если не знают о насущных потребностях города? И ещё вопрос: ну, хорошо, люди откликнутся на призыв и пришлют свои предложения. На какие средства эти «инициативные проекты» будут реализовываться? На бюджетные? А кто будет голосовать в горсовете за выделение денег на незапланированные «хотелки» жителей? Ведь сторонников «партии Жириновского / Слуцкого» там нет, они вышли из неё ещё в прошлом году. Поэтому сомнительно, что бывшие либерал-демократы станут поддерживать проекты для улучшения имиджа покинутой ими партии. А вот изберутся ли в новый горсовет депутаты от ЛДПР, это ещё, как говорится, «бабка надвое сказала».
Конечно, всем известно, что выборы – это время обещаний. Время, когда подаются надежды, когда хочется верить, что ещё чуть-чуть – и мечты о честных и справедливых «слугах народа», которые неусыпно заботятся о своём электорате, воплотятся в жизнь. Но не стоит все же, как нам кажется, чрезмерно эксплуатировать эти народные чаяния, создавая иллюзию того, что они могут быть осуществлены по мановению некой волшебной палочки, вернее, денежного рога изобилия, из которого внезапно посыплются полновесные рубли на решение всех накопившихся проблем. «Народная программа» – дело хорошее. Но все-таки не надо её превращать в лохотрон, даже под видом инициативы граждан.
Редакция же собирается продолжить экскурсию по подобным «инициативам» различных политических партий у нас в регионе, связанным с предстоящими выборами, с нашими комментариями, конечно. Думаем, что избирателям будет интересно.
Алина Юрьева
Обращение к читателям:
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы, обращайтесь в редакцию.
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: Мы присутствуем в: