В конце прошлого года в одной из статей редакция затронула, как нам показалась, одну очень важную тему. Она касалась проведения в 2016 у нас в стране массовых стихийных акций — песенных флешмобов, переданных нам, словно эстафета, из Запорожья. Причем эти акции массово проходили не только у нас в стране, но также в ближнем и дальнем зарубежье.
Интересно было наблюдать, то, как жители различных городов России, а также наши соотечественники за границей, самоорганизовывались, собирались в оживленных местах — на вокзалах, в торговых центрах — и хором исполняли любимые песни — военных лет, народные, советского периода. Во время этих акций записывались любительские видео и выкладывались в Интернет, где набирали большое количество просмотров. Так, ролик новосибирского флешмоба, который состоялся 11 декабря 2016 года, в зале ожидания вокзала Новосибирск Главный, набрал более 30 тысяч просмотров.
Надо сказать, что в тот период эти песенные флешмобы проявили себя как своеобразное ментальное оружие, причем «массового поражения» для наших врагов. Но сегодня нам хочется осмыслить этот феномен для нашей страны уже в рамках авторской песни.
Песенная поэзия — это уникальное, присущее русской культуре явление двадцатого века. Стихи, положенные на музыку, легче доходят до человека. Особенно, если они ставят вопросы смысла жизни и поиска истины, заставляют задуматься над простыми, но вечными вопросами: что такое дом? какой он — настоящий друг? для чего я живу?
Принято считать, что авторская песня как явление началась в 1937 году, с песни «Бригантина» Георгия Лепского на стихи Павла Когана.
«Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса…»
Уникальный пласт военных песен, написанных до, во время и после Великой Отечественной войны, тоже можно отнести к авторской песне по их особой, доверительной интонации. Среди них: «Синий платочек» Я. Галицкого в редакции М. Максимова (1942), «Давно мы дома не были…» В. Соловьева-Седого на слова А. Фатьянова (1944) и другие.
Мощный импульс к развитию бардовского творчества дала «оттепель» 1960-х, когда зазвучали голоса Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича и других «шестидесятников».
Если в советское время нам песня «строить и жить» помогала, то в постсоветское время она помогала просто выжить и остаться человеком. Помогала пройти сквозь это мутное тяжелое время — «лихие девяностые» и начало нулевых. Именно тогда снова начали проводить фестивали авторской песни.
В марте 1998 года в Новосибирском академгородке состоялся фестиваль «Тридцать лет спустя», приуроченный к юбилею фестиваля 1968 года, на котором выступал Александр Галич.
Через 10 месяцев, в январе следующего, 1999 года, в Бердске впервые состоялся фестиваль авторской песни «Святки». Организовал его клуб «Первый этаж», руководитель Елена Квасницкая. А в мае Алексей и Инна Мокины провели в Академгородке первый фестиваль «АкБард».
Примерно в то же время на Алтае появился Катуньский фестиваль бардовской песни. Были организованы подобные фестивали в Сростках, Барнауле («Повалиха»), а также в Томске («Перекресток») и Омске.
Вместе с возродившимся интересом к авторской песне зазвучали и новые имена авторов и исполнителей. В Новосибирске это были Евгений Романов, Дмитрий Кривякин, Елена Квасницкая, Татьяна Храмова, Виктор Жернов, Виктор Гужавин, Владимир Брусенцов, Владимир Аникеев, Люся Печенкина, Олег Немировский.
Нам хочется немного познакомить наших читателей с творчеством новосибирского барда Татьяны Храмовой, ушедшей из жизни три года назад 29 декабря 2021 года.
Татьяна родилась в Красноярском крае, детство и юность прошли в Казани. После окончания Казанского авиационного института по распределению уехала в Новосибирск и работала в НИИ программистом.
В это время она активно занималась спортивным туризмом. Ходила в горные и в лыжные походы, побывала на Алтае, Памире, в Саянах, в горах Тянь-Шаня. Вот тогда-то, в походах, она и начала писать песни и петь их под гитару. Ее первая песня «Поезд» появилась в 1980 году. Кроме авторских, Татьяна исполняла также песни на стихи других поэтов.
С возрождением бардовского движения она начинает активно выступать, становится лауреатом фестивалей в Новосибирске, Бердске, Томске, Омске, Новокузнецке. В качестве гостя и члена жюри Т. Храмова также принимала участие во многих фестивалях, проходивших в городах Сибирского федерального округа, среди которых Горно-Алтайск, Бийск, Красноярск, Иркутск).
В 2001 году на студии Виктора Гужавина в Новосибирске был записан альбом ее песен «Цвета неба». В 2003 году на той же студии вышел второй альбом «Тарелка золотая». Через пять лет на студии «Progress-Records», СПЦ «Парнас» был записан третий альбом «Гобелен», с участием Виталия Расина (гитара).
Творчество Татьяны Храмовой отличала доверительная интонация стихов, поддержанная красивой вдумчивой мелодией. Хотим представить нашим читателям песню «Осень» из ее репертуара.
Иван Квасницкий
Обращение к читателям:
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы, обращайтесь в редакцию.
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: Мы присутствуем в: