26–28 августа в Новосибирском центре культуры и отдыха «Победа» пройдут «Дни архитектуры», посвященные 90-летию Новосибирского Союза архитекторов – крупнейшей организации Союза архитекторов России.
90 лет – солидный возраст для творческого союза. Наверное, немногие знают, что причиной создания в Москве в 1932 году Союза советских архитекторов явилось очередное исправление «перегибов на местах», типичных для того времени. Так, в 1930 году в ходе реорганизации были практически ликвидированы все ведущие архитектурные вузы страны. В самой отрасли в тот период царил хаос, разброд и шатания из-за большого количества архитектурных направлений и различных творческих группировок, конкурирующих между собой. Нужна была соответствующая надстройка, которая взяла бы на себя функции идеолога новой направленности советской архитектуры, контролирующая творческую работу коллег и не допускающая в проектной деятельности отступлений от классических канонов «сталинского ампира». Это, кстати, относится и к появлению в те же годы других творческих союзов – писателей, художников, композиторов и т.д.
У нас в Новосибирске объективные предпосылки к объединению творческих сил местных архитекторов сложились в 1934 году. Как результат деятельности Новосибирского Союза архитекторов впоследствии и сформировался архитектурный облик нашего города.
Одной из основных задач НСА стала подготовка новых архитектурных кадров, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к советской архитектуре. И надо сказать, что с этой задачей творческий союз новосибирских архитекторов справился успешно, воспитав поистине выдающихся архитекторов советского и международного уровня.
В преддверии юбилейного мероприятия Новосибирского Союза архитекторов нам бы хотелось рассказать о нашем земляке, архитекторе-конструкторе, докторе технических наук, профессоре, заслуженном строителе РСФСР, члене-корреспонденте Академии строительства и архитектуры СССР Николае Васильевиче Никитине, который в 1930-х годах жил и трудился в Новосибирске.
Возможно, сейчас уже мало кто помнит о нем самом. Но уникальными по тем временам высотными зданиями, построенными в Новосибирске и в других городах Советского Союза, а также архитектурными решениями при их строительстве, до сих пор восхищаются специалисты не только у нас в стране, но и за рубежом.
Николай Васильевич родился 15 (28 по н. ст.) декабря 1907 года в г. Тобольске (ныне – Тюменская область) в семье мелкого служащего. В 1918 году семья Никитиных переехала в Ново-Николаевск, где юный Коля пошел учиться в школу №12 им. проф. Тимирязева (находится по ул. Серебренниковской).
В 1924 году с ним произошел несчастный случай – его в лесу укусила ядовитая змея. Врачи спасли юноше жизнь, но Николай остался инвалидом, стал хромать на одну ногу. Несмотря на это, он окончил школу с отличием, и школьный совет рекомендовал его к поступлению в высшее учебное заведение. В 1925 году в Ново-Николаевске вузов еще не было, и Николай поступил в Томске на строительный факультет знаменитого Сибирского технологического института.
В 1930 году с дипломом архитектора он возвратился в Новосибирск. Надо отметить, что уже во время учебы Никитин возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината.
В Новосибирске Николай Никитин начал работать архитектором в жилкомхозе, потом в крайкомхозе. Его первым проектом стало четырехэтажное здание общежития (сейчас это дом №8 по ул. Фрунзе) с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Для его строительства Никитину пришлось даже организовать собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. И это было первое в стране здание из сборного железобетона.
Наверное, здесь можно было бы еще отметить и оригинальное конструктивное решение клеевых деревянных арок пролетом 22,5 метра, которыми перекрыли игровой спортзал клуба «Динамо» (при отсутствии в городе в тот период специализированных заводов дощато-фанерные арки изготавливались прямо на строительной площадке). К сожалению, в 1993 году это здание сгорело во время пожара.
В 1930-х годах многие здания в Новосибирске были спроектированы и построены с участием Николая Васильевича Никитина. На его долю, как и на долю любого инженера- конструктора, выпадала самая ответственная часть работы – обеспечение надежности и долговечности несущих конструкций.
Николай Васильевич внес свою лепту еще в один городской мегапроект: он принял участие в проектировании и строительстве главного железнодорожного вокзала в Новосибирске, который на тот период стал крупнейшим подобным сооружением не только в СССР, но и в Европе.
Но, вероятно, самым интересным и значимым в жизни Николая Васильевича Никитина в новосибирский период его деятельности являлся проект Крымской ветроэлектростанции (ВЭС). Он участвовал в нем с еще одним нашим знаменитым земляком – гениальным инженером Юрием Васильевичем Кондратюком (основоположником американской лунной программы).
Небольшая предыстория событий. В 1932 году Серго Орджоникидзе, один из видных партийных и государственных деятелей Советского Союза, находился в Крыму на лечении. Он обнаружил, что по вечерам вся Большая Ялта погружается во тьму, так как не хватает электроэнергии. Тогда-то у наркома тяжелой промышленности и родилась идея воздвигнуть ветроэлектростанцию на вершине горы Ай-Петри, где постоянно дуют сильные ветры, чтобы решить проблему с электрообеспечением региона.
По инициативе Орджоникидзе, был объявлен всесоюзный конкурс на проект ВЭС для южного берега Крыма. Кондратюк, случайно прочитав объявление в газете «Известия» о конкурсе, пришел к своему другу Николаю Никитину и предложил ему совместно участвовать в этом конкурсе. Никитин долго отказывался, не веря в успех этого начинания и считая, что они не смогут составить достойную конкуренцию именитым академикам, ученым и целым научным учреждениям страны. Однако Кондратюк, предложив оригинальную конструкцию ВЭС, убедил друга, что у них есть шансы на успех. И каково же было удивление Никитина, когда в 1934 году их проект занял 1-ое место. Оказалось, что совместное творение новосибирских архитекторов стало мировой сенсацией.
На почти 200-метровой высоте разработчики разместили два ветроэлектрических аппарата. ВЭС напоминала собой могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы повернутый из горизонтальной плоскости в вертикальную. При вращении двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, ветроэлектростанция вырабатывала большое по тем временам количество электроэнергии. Ее суммарная мощность составляла 10 тыс. кВт., необходимых для освещения городов и южного побережья Крыма. Даже сейчас, в эпоху развития на Западе зеленной энергетики, ничего подобного в мире до сих пор не создано.
К сожалению, этому проекту не суждено было реализоваться. В 1937 году, после смерти Орджоникидзе, проект свернули, несмотря на то что фундамент под ВЭС уже был подготовлен.
Однако он не остался незамеченным: Николаю Никитину была присуждена первая премия, и молодого архитектора пригласили работать в Москву. Здесь Николай Васильевич занял пост руководителя экспертной службы, осуществляющей надзор за ходом строительных работ на строительстве Дома Советов. Его предполагалось построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Дом Советов представлял собой фундаментальное высотное здание конической формы, являющееся постаментом огромной статуи Ленина.
Фактически, это был первый советский небоскреб, аналогов которому в мире не существовало. Однако Великая Отечественная война разрушила эти грандиозные планы. Весной 1942 года Николай Васильевич был направлен в Новосибирск для укрепления кадров вновь созданного проектного института Промстройпроект. В военные годы институт проектировал железобетонные конструкции для оборонной промышленности, для скорейшего запуска эвакуированных на восток страны заводов и фабрик. После окончания войны Никитин вернулся в Москву. В 1945 году, в составе коллектива, возглавляемого академиком- архитектором Б. Иофаном, его привлекли к проектированию нового здания МГУ на Ленинских горах. Он лично проектировал, а также осуществлял контроль над строительством фундамента под здание университета.
Предложенный им и его коллегами нестандартный проект фундамента оказался настолько удачным, что было принято решение использовать эту технологию при возведении почти всех сталинских высоток. За эту работу Никитину была присуждена Сталинская премия.
Его инженерные решения были использованы также при строительстве Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках. Это был первый в нашей стране спорткомплекс, полностью соответствовавший мировым стандартам.
Но важнейшим в жизни Николая Васильевича Никитина, бесспорно, является проект возведения Общесоюзного телецентра в Останкино.
Строительство, начатое в 1960 году, было завершено в 1967-м, к 50-й годовщине Октябрьской революции. В 1970 году коллективу разработчиков проекта Останкинской телебашни во главе с Николаем Васильевичем Никитиным была присуждена Ленинская премия.
На тот момент телевизионная башня высотой 540 метров была самым высоким сооружением в мире. Многие коллеги Никитина сомневались в надежности предложенных им технических решений по ее устойчивости. Никитин же уверил их, что «надежность башни – на 300 лет гарантия». И оказался прав. Башня выдержала даже крупный пожар, произошедший в ней в августе 2000 года, и устояла.
В 1967 году Никитин в качестве архитектора участвовал в возведении мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Крупные проектные достижения имелись у Н.В. Никитина и за рубежом. Так, в 1952–1955 годах совместно со знаменитым советским архитектором Львом Рудневым он участвовал в возведении в Варшаве Дворца культуры и науки.
Также в соавторстве с архитектором Владимиром Травушем в 1966–69 годах им был разработан проект четырехкилометрового дома-башни на 500 тыс. жителей для столицы Японии города Токио (башня Никитина–Травуша 4000).
По форме сверхгигантская башня-оболочка должна была представлять собой четырехъярусный стальной сетчатый конус, каждый из ярусов которого имел километр в высоту. В основании башни, согласно проекту, располагался цилиндр диаметром 800 и высотой 100 м. В нем и в других сегментах сооружения могли поселиться 500 тыс. жителей Токио — целый город внутри города.
Поистине фантастический проект! Однако до претворения его в жизнь дело так и не дошло. Сначала Госстрой СССР не разрешил Никитину выехать в командировку в Токио, а затем японцы предложили снизить высоту башни в 8 раз — до 550 м, на что архитектор не согласился.
Многие коллеги Никитина отмечали, что Николай Васильевич – инженер от Бога, который обогнал свое время, его архитектурные работы открывают перспективы перед современниками.
Родина щедро вознаградила архитектора за его заслуги перед ней. Никитин являлся лауреатом Ленинской и Сталинской премий, был награжден правительственными наградами (двумя орденами и медалями).
Николай Васильевич умер 3 марта 1973 года и был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Применительно к нему, наверное, было бы уместно немного перефразировать строки пушкинского стихотворения: «Он памятник себе воздвиг рукотворный».
26 августа в рамках «Дней архитектуры» в Центре культуры и отдыха «Победа» пройдет круглый стол под названием «Инженер Николай Никитин и его проекты в Новосибирске». Затем будет показан фильм об одном из его творений.
Кстати, в программе «Дней архитектуры» предусмотрено также обсуждение таких животрепещущих для столицы Сибири вопросов как разработка архитектурно-градостроительного облика Новосибирска и создание в регионе центра компетенций по развитию городской среды.
Кроме того, пройдут соревнования команд молодых специалистов на разработку лучшего проекта урбанистической ревитализации части исторического центра Новосибирска.
Мы надеемся, что этот форум откроет нам новые имена молодых талантливых сибирских градостроителей – последователей Николая Никитина. Ведь именно им предстоит в будущем создавать архитектурные ансамбли нашего города, проектировать уютные и комфортные жилые здания.
Развитие архитектуры не стоит на месте, поэтому инженерные и конструктивные решения, разработанные архитектором Никитиным и в чем-то опередившие свой век, мы уверены, еще будут использованы при проектировании новых строительных объектов, которые украсят наш город и придадут ему современный, неповторимый вид.
При подготовке данной статьи были использованы материалы из книги профессора РАЕН, члена Новосибирского Союза архитекторов Г.Г. Чибрякова «Тайны некоронованной столицы Сибири».
Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу Метафора ТВ. Любое их копирование, либо частичное использование без разрешения авторов запрещено.
Обращение к читателям:
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы, обращайтесь в редакцию.
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: Мы присутствуем в: