(увлекательная шпионская история в 3-х частях)
Часть первая
Как мы и обещали, в рамках рубрики «Бывших чекистов не бывает» расскажем Вам о нашем земляке – новосибирце, полковнике Службы внешней разведки (СВР) в отставке Коляденко Олеге Петровиче. Кстати, у него в этом году юбилей – в конце июля ему исполняется 75 лет.
Думаем, что читателям будет интересно узнать из первых рук о перипетиях судьбы этой поистине легендарной личности.
Олег Петрович отслужил во внешней разведке 16 лет. В 1975 году, когда он трудился на заводе им. Ленина после окончания машиностроительного факультета НЭТИ (ныне – НГТУ), его пригласили работать в КГБ СССР. Потом была учеба по линии разведки — Первое Главное управление (ПГУ; в начале 1990-х, после развала страны и реформирования органов государственной безопасности, выделилось в самостоятельную спецслужбу – Службу внешней разведки России).
За время службы чего только не было… В конце 1970-х годов его, молодого сотрудника разведки, сразу после спецобучения направили в Афганистан, старшим советником губернатора провинции Хост, где он провел два с половиной года.
После Афгана он много лет возглавлял отдел разведки в Новосибирской области. За этот период посетил более 10 стран, участвовал во многих спецоперациях. В последние годы службы, в конце 1990-х, был заместителем начальника местного территориального Управления ФСБ.
После увольнения Олег Петрович вначале работал в банковской структуре – курировал вопросы безопасности, потом стал заниматься общественной деятельностью, возглавил ветеранскую организацию.
В Службе внешней разведки есть ведомственный знак, на котором начертано «Без права на славу, Во славу Державы«. Мы все понимаем: секреты спецслужб – это секреты государства. Но все-таки есть какая-то несправедливость в том, что наши бойцы невидимого фронта – разведчики порой рискуют своей жизнью ради безопасности Родины, исправно делают свою работу в интересах государства, а граждане страны даже не подозревают об этом.
Потом они выходят пенсию, живут среди нас тихо и незаметно, и уходят… И очень жаль, что соотечественники могут так никогда и не узнать об их подвигах. Поэтому нам бы хотелось – конечно, с соблюдением профессиональной этики и допускных ограничений, – попытаться эту несправедливость исправить, хотя бы в отношении нашего земляка. Родина должна же знать своих героев!
Мы расскажем вам лишь о трех днях из его богатой событиями биографии. Но эти три дня перевернули жизни многих людей, на излете существования СССР позволили вернуть в нашу страну ее бесценное национальное достояние, а также разрушили многолетний хитроумный замысел британской разведки и послужили причиной охлаждения дипломатических отношений с Индией на долгие годы.
Для того чтобы рассказать сегодня эту, до сих пор известную только очень ограниченному кругу лиц, историю, есть еще один достаточно весомый повод. В нынешнем году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, русского художника, сценографа, мыслителя, писателя, путешественника, археолога, общественного деятеля и 120 лет со дня рождения его младшего сына Святослава Николаевича Рериха – русского и индийского художника, общественного деятеля, коллекционера произведений восточного искусства, почетного члена Академии художеств СССР (1978), одного из главных героев нашего очерка.
Наверное, мало найдется в нашей стране, да и, пожалуй, в мире, таких людей, которые бы вообще ничего не слышали о чете Рерихов – Николае Константиновиче и Елене Ивановне, об их сыновьях Юрии и Святославе, а также о том огромном вкладе, который они внесли в развитие мировой культуры, искусства и науки.
Николай Константинович всю свою сознательную жизнь посвятил духовным исканиям, художественному творчеству и коллекционированию предметов искусства. Из своих многочисленных экспедиций, посвященных поискам легендарных стран Шамбалы и Беловодья, он привозил ценнейшие артефакты, археологические редкости, манускрипты и прочие раритеты, которые со временем образовали довольно обширную коллекцию. Плюс к этому многие современные ему художники, увлеченные его учением «Агни Йога (Живая Этика)», считали Рериха своим Гуру (Учителем) и с почтением приносили ему в дар свои картины.
Почитатели духовных наставлений Елены Ивановны также дарили ей множество ценных подарков в виде произведений искусства. Среди учеников и последователей Рерихов было немало государственных и других известных деятелей того времени в области искусства и науки.
В 1947 году умер Николай Константинович, а в 1955 году – Елена Ивановна Рерих. К этому времени они уже много лет жили в Индии, в долине Кулу, вместе со своими сыновьями.
В 1957 году, в самый разгар хрущевской «оттепели», старший сын Рерихов Юрий Николаевич вернулся в Советский Союз. Он стал работать заведующим сектором философии и истории религии Московского института востоковедения АН СССР, получив звание доктора филологических наук, профессора. Он был одинок, и после его смерти в 1960 году, единственным наследником всего состояния Рерихов стал младший брат, Святослав Николаевич Рерих.
После смерти родителей и брата на его плечи легли все заботы по сохранению духовного и материального наследия старших Рерихов.
К тому моменту он уже 16 лет был женат на знаменитой индийской киноактрисе 1930-х – начала 1940-х годов Девики Рани и проживал с ней в своей огромной усадьбе Татагуни, что в 20 км от города Бангалор.
На территории усадьбы, приобретенной еще в 1948 году у британского подданного, они с женой планировали со временем открыть культурно-научный центр.
К сожалению, у Святослава Николаевича и Девики Рани тоже не было детей. Это обстоятельство очень сильно расстраивало их, особенно в последние годы жизни.
Кто же унаследует все материальные и культурные ценности семейства Рерихов, при отсутствии прямых наследников? Этим вопросом, как позднее выяснилось, задавались многие, в том числе на их исторической родине в Советском Союзе и в Великобритании, колонией которой до 1947 года была Индия.
Святослав Николаевич Рерих неоднократно бывал в СССР с экспозицией картин отца и своих собственных. Первая выставка состоялась в год смерти брата Юрия, в 1960 году. В 1974 году, когда в СССР с размахом отмечалось 100-летие Николая Константиновича Рериха, он привез из Индии в Москву свыше 300 художественных полотен.
Через 10 лет Святослав Николаевич вместе со своей женой Девикой Рани принял участие в проходившей в Москве международной конференции, посвященной вкладу семьи Рерихов в мировую культуру. Одновременно была организована очередная выставка произведений Рерихов, в связи с юбилейными датами – 110-летием со дня рождения Николая Константиновича и 80-летием Святослава Николаевича Рерихов. Эти даты отмечались в СССР в течение года, и тогда же было принято решение о создании музея имени Н.К. Рериха.
Во время своего следующего визита в СССР в мае 1987 года С.Н. Рерих встретился с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым. В ходе встречи обсуждались конкретные предложения о создании музея Рериха и культурного центра под эгидой Министерства культуры и Академии наук СССР.
Летом 1989 года советский индолог Р.Б. Рыбаков доставил в Москву письмо Святослава Рериха, где тот предлагал создать общественный музей им. Н.К. Рериха и фонд, который бы его содержал. 29 июля 1989 года это письмо было опубликовано в газете «Советская культура», а уже в октябре прошло учредительное собрание, на котором был создан Советский фонд Рерихов, позднее, с распадом Союза, переименованный в Международный фонд Рерихов (далее – МФР). 4 ноября 1989 года вышло соответствующее постановление Совета Министров СССР.
В том же году в Москву приехал сам Святослав Николаевич и встретился с Михаилом Горбачевым, для обсуждения организационных вопросов создания музея и фонда.
На следующий год, как сказано во многих источниках, посвященных деятельности Святослава Рериха, «наследие старших Рерихов завещалось передать после его смерти Советскому Фонду Рерихов (СФР) на основе юридически заверенного и подписанного им документа»
Для деятельности Советского фонда Рерихов Мосгорисполкомом была выделена городская усадьба Лопухиных.
В докладе первого вице-президента МЦР, генерального директора центра-музея им. Н.К. Рериха, академика РАЕН и РАКЦ Л.В. Шапошниковой, озвученном на юбилейной конференции, посвященной 100-летию Святослава Рериха, об этом значимом факте говорится так:
«Святослав Николаевич всегда обращал свои взоры к России и высоко ценил свою связь с ней. Он сумел передать бесценное наследие Рерихов в Россию и выполнить ту задачу, которая была поставлена перед ним и Юрием Николаевичем их родителями. На основе этого наследия, по инициативе Святослава Николаевича, был в Москве создан Музей имени Н.К. Рериха».
До самого последнего времени никто не знал, что скрывается за этими скупыми строчками – «сумел передать…».
Сегодня, в год 120-летия со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, настало время приподнять завесу тайны и рассказать о том, что осталось за кадром официальной хроники.
Продолжение следует…
Читайте также:
Тайна завещания Рерихов: Часть 2
Тайна завещания Рерихов: Часть 3
Сергей Федоров, Галина Пырх
Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу Метафора ТВ. Любое их копирование, либо частичное использование без разрешения автора запрещено.
Обращение к читателям:
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы, обращайтесь в редакцию.
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: Мы присутствуем в: