Бойтесь Данайцев, дары приносящих, или мэрская помощь Новосибирским семьям

266
Фото: nalog.gov.ru

Нынешний год объявлен Годом семьи. На самом высоком уровне прозвучали слова о том, что семья — это опора государства, основа будущего России. В Год семьи все дети и родители должны ощутить заботу государства о себе. И особенно она должна проявляться на региональном и муниципальном уровнях, потому что, по идее, кому же как не местной власти заботиться о своих жителях.  И она, конечно же, заботится, но, как говорится, есть нюанс наш, местный, новосибирский.

Редакции хотелось бы рассказать историю семьи жителей Новосибирска Марии и Максима   Хныковых, которые на себе испытали непомерную тяжесть той самой заботы местной власти.  В январе 2012  года в семье Хныковых произошло радостное событие: у них родилась тройня,  что  стало для  новоиспеченных многодетных родителей  вдвойне радостным, так как им на основании  постановления  мэрии о социальной  поддержке  многодетных семей от 12.07.2011  №6070 предоставили входящую в муниципальный жилой фонд трехкомнатную квартиру по улице Выборной. Причем плата за найм составляла   смехотворную сумму в 526 рублей.  Об этом даже известили местные СМИ.

Правда, в этой муниципальной бочке меда оказалась изрядная ложка дегтя, но занятые родительскими хлопотами молодые супруги до поры до времени не чувствовали неприятного привкуса.

Впервые они ощутили его легкую горечь тогда, когда решили приватизировать предоставленное жилье.  Оказалось, что сделать это невозможно, условия договора найма не предусматривают перехода квартиры в собственность нанимателей, так как с ними был заключен не стандартный договор социального найма, а договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования города Новосибирска (далее поясним, что это значит).

Ну, нет так нет, подумали супруги, не вникая во все эти юридические тонкости.  А вскоре им вообще стало не до того: у одной из тройняшек диагностировали онкологическое заболевание. В январе 2021 года, не дожив всего несколько дней до своего 9–летия, малышка умерла от опухоли мозга. Безутешные родители долго не могли прийти в себя. Но надо было жить дальше, воспитывать оставшихся дочек.

Прошел год, и наступил срок очередного продления договора найма жилья с администрацией Октябрьского района. И тут потрясенные родители узнали, что отныне им надлежит платить за квартиру, некогда полученную от мэрии за рождение тройни, полную коммерческую стоимость аренды (вот это и есть тот самый нюанс договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования города) в сумме – 36 800 рублей в месяц, то есть более чем в 60 раз превышающую прежнюю плату. Оказывается, со смертью ребенка семья потеряла статус многодетной семьи и, соответственно, право на использование льготного понижающего коэффициента при начислении стоимости аренды жилья. 

Как выяснилось, то самое, подписанное мэром Владимиром  Городецким  (ныне  сенатором  СФ ФС РФ от Новосибирской области) постановление №6070, на основании  которого им  оказали  социальную поддержку  в  виде  предоставления  жилья,  предусматривает разделение семей фактически на две категории:  на  тех, у кого пятеро и более детей, и родивших трех и более. Так вот, для первой категории предоставляются жилые помещения по договору социального найма, а для второй категории – договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования.

То есть  мэрия  Новосибирска посчитала, что семьи с  пятью и  более  детьми достойны того, чтобы  получить квартиру  почти  бесплатно и иметь  право  оформить  ее в полную собственность, а  тем, у  кого  сразу родилась тройня и более,  вполне  хватит  и  арендованного жилья за символическую плату. Но, опять же, здесь есть нюанс. Даже два.

Первый: Очередь на социальное жилье для многодетных семей в Новосибирской области и в самом Новосибирске тянется в бесконечность. Хотя застройщики и уверяют, что почти в каждом строящемся доме предусмотрено несколько квартир для их передачи в муниципальную собственность под соцнайм, верится в это с трудом.  На получение такого жилья уходят годы и годы. Долгое ожидание компенсируется лишь надеждой на то, что когда-то это все-таки произойдет, и мечта о собственной квартире станет реальностью.  Правда, к тому времени дети могут уже вырасти и завести собственные семьи. Еще в  2021  году  замминистра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков  заявил, что  к  2024  году  социальным  жильем в  области смогут обеспечить лишь 24 многодетных семьи, что составляет всего 7 % от их общего числа.

Министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт, сославшись на  закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов», дал тогда не очень радужный  прогноз: заложенные  в  бюджете на 2021 год 30 млн рублей позволят обеспечить жилыми помещениями по договору социального найма всего лишь восемь многодетных семей. И это – по всей области! Так как на 2022 и 2023 годы на эти цели была запланирована такая же сумма, число осчастливленных семей увеличилось не на много.

А теперь перейдем ко второму нюансу.

Как показал печальный пример Хныковых, бессмертное черномырдинское выражение «Хотели как лучше, а получилось как всегда», можно смело выбивать на фронтоне зданий, где базируется законодательная и исполнительная власть всех уровней.  Ведь, казалось бы, благое намерение – сразу обеспечить относительно бесплатным жильем при рождении тройняшек, – на деле оборачивается многими серьезными проблемами для самих облагодетельствованных.

Во-первых, это то, с чем столкнулись Максим и Мария после смерти дочери, когда они автоматически потеряли статус многодетной семьи и, соответственно, право на использование льготного понижающего коэффициента при начислении стоимости аренды жилья.

Ведь мэрия не остановилась на том, что повысила ее стоимость сразу в несколько десятков раз.  Был сделан перерасчет за 14 месяцев, прошедших со дня кончины девочки, и к оплате предъявлена задолженность в размере уже  284 882 рубля 13 копеек – сумма, совершенно немыслимая для обычной новосибирской семьи, воспитывающей двоих детей. К марту 2024 года   задолженность уже превысила миллион рублей, так как другого жилья у Марии Хныковой не имеется, и мать с детьми продолжает проживать в той самой квартире (с отцом детей она оформляет развод).

Вот так социальная поддержка мэрии Новосибирска, оказанная при рождении тройни, превратилась в тяжелейшее долговое ярмо и сделала родителей умершей девочки без вины виноватыми. Из нормальной среднеобеспеченной семьи Хныковы сразу перешли в разряд семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что не сулит им в дальнейшем ничего хорошего. Причем в любой момент рядом с ними может оказаться   очередная   семья из числа родивших «трех и более детей», начиная с 2011 года, – даты принятия пресловутого «постановления №6070». Ведь гибель ребенка от болезни или травмы предсказать невозможно. И ей также придется пережить сразу два потрясения – от потери ребенка и от хладнокровно выставленного чиновниками в этот скорбный момент счета по аренде жилья.

Поневоле задашься вопросом: где сегодня проходит грань между государственными и коммерческими интересами? Публично заявлять о поддержке семей с детьми – без разницы, двумя или тремя, – и одновременно фактически лишать их выделенного за рождение этих детей жилья только по той причине, что произошла трагедия, – это лукавство. Обрушивать на родителей непомерные долги, тем самым лишая возможности обеспечить живых детей всем необходимым, загоняя в нищету, – это, простите, уже подлость. 

Получается, что в Год семьи муниципальный орган исполнительной власти действует по принципу коммерческого банка, ставя на первое место прибыль от аренды принадлежащего ему жилого фонда, и напрочь забывая о своих обязанностях по защите семей и прав детей на достойную жизнь, возложенных на него государством. 

И это еще не все. Есть и более отдаленные по времени риски от коварной «поддержки», предоставляемой сегодня мэрией Новосибирска многодетным семьям. Ведь  если сам статус многодетности, согласно указу Президента РФ от 23.01.2024 теперь устанавливается бессрочно, то льготы, положенные им, – в частности  тот самый  «понижающий  коэффициент», – действуют лишь до того момента, как старшему ребенку  исполнится 18  лет, или  23 года  – при  получении  образования  на  очной  форме обучения. 

То есть, начиная с 2029 года, – через 18 лет после принятия   постановления №6070, и далее, – семьи тройняшек автоматически   оказываются перед угрозой выселения или необходимостью оплачивать коммерческую аренду  некогда  предоставленного им  жилья  за сумму, в 60 с  лишним раз(вполне возможно, к  тому  времени и  больше)  превышающую  прежнюю. В результате, в Новосибирске может вырасти число многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся, опять же, в социальной поддержке государства. Такая вот мина замедленного действия под семьи, где одновременно родились и еще родятся трое и более детей.  

 Решить эти проблемы в судебном порядке, как пытались Хныковы, невозможно. Взывать к совести чиновников абсолютно бесполезно, так как юридически ловушка оформлена безупречно. Единственный выход в сложившейся ситуации – пересмотреть сам подход к подобной мере социальной поддержки семей с детьми, с учетом разных жизненных обстоятельств, и принять соответствующие поправки в действующую редакцию постановления. Чтобы право на предоставленное в связи с рождением тройни муниципальное жилье, пусть даже из коммерческого жилого фонда, не отменялось задним числом в связи со смертью одного из детей. Чтобы оплата квартиры не превращалась со временем в непосильное долговое бремя и кардинально не ухудшала материальное положение родителей.

Возможно, эти и другие новые меры социальной поддержки помогут хотя бы немного сократить очередь новосибирских многодетных семей на улучшение жилищных условий.

Впрочем, есть и еще один путь: перенять опыт других регионов, где при рождении тройни семьи получают от местных властей не лукавую, а настоящую помощь.  Вот только несколько примеров:

Томск:

– существует единовременная денежная помощь на улучшение  жилищных условий;

Калининград, Великий Новгород и Сахалин:

– за рождение тройни выдается сертификат на 1 млн. руб.

Кроме того, на Сахалине компенсируют до 2 млн. рублей из средств, потраченных на строящееся жилье.

Тамбовская область:

– при рождении тройни выдают сертификат на покупку жилья из расчета 18 м2 на члена семьи по ценам текущего года.

Тюмень:– «В марте 2023 года губернатор Тюменской  области  А. Моор выделил многодетной семье, у которой родилась тройня, материальную помощь в размере 3,3 млн рублей»

Что касается семьи Хныковых, известно, что к их делу подключились представители общественности. От имени Новосибирского Координационного совета  в  защиту  общественной  нравственности, культуры  и  традиционных семейных ценностей  отправлено обращение  на  имя  сенатора  Совета  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от  исполнительного органа государственной власти Новосибирской  области Городецкому  В.Ф.,  депутату  Государственной думы РФ от партии «Справедливая  Россия – Патриоты  за правду» Аксененко А.С., депутату  Законодательного собрания Новосибирской области по  округу  № 32 Макарову  Д.А., председателю Совета депутатов города Новосибирска  Асанцеву Д.В.

Редакция продолжит следить за развитием ситуации.

Автор: Галина Пырх 

Обращение к читателям:

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы, обращайтесь в редакцию.

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: Мы присутствуем в ресурсах:
ЯндексДзен
Вконтакте
Одноклассники
Telegram